ИСТОРИЯ ИЗЮМСКОЙ НАРОДНОЙ КОНСЕРВАТОРИИ

Г. И. Ганзбург
Институт музыкознания, Харьков

 

В Российской империи начала ХХ века, а потом и в Советском союзе был достигнут стабильно высокий уровень профессионального музыкального образования, а по некоторым специальностям (фортепианное и дирижерское исполнительство, композиция, теоретическое музыкознание) – этот уровень постепенно стал передовым в мире. Однако уровень общего музыкального просвещения и образования, широта распространения музыкальной грамотности – во все периоды оставались проблематичны. В этом не было достигнуто не только передового уровня, но и сколько-нибудь ощутимого прогресса, наоборот, отставание от других стран увеличивалось и сейчас на всём постсоветском пространстве состояние общего музыкального образования катастрофически низкое.

Консерваториями в разные исторические периоды именовались весьма различные учреждения. Как известно, в Италии XVI века так назывались приюты и госпитали для сирот и больных, где обучали музыке увечных детей, неспособных к физическому труду. Позднее первоначальный смысл термина (дом сохранения) стал забываться и традиционное название приобрело иной оттенок: название «консерватория» стали использовать в европейских странах для именования музыкальных учебных заведений, не связанных с домами инвалидов. Принципиальный поворот в истории консерваторий совершил Ф. Мендельсон, применив в музыкальном образовании университетский принцип. В созданной им в 1843 г. Консерватории в Лейпциге студент приходил не в класс учителя-универсала, а по каждому предмету – в классы к педагогам узкой специализации. Такое соединение традиций музыкального обучения с университетским принципом привело к резкому повышению качества образования, и постепенно модель Лейпцигской консерватории была перенята и утвердилась в большинстве стран, в том числе в России, где эта модель была принята для учебных заведений, создаваемых Императорским русским музыкальным обществом (ИРМО) начиная с 1862 года.

Народные консерватории – явление сугубо российское. Они стали возникать в параллель (и зачастую в противовес) тем консерваториям, которые учредило ИРМО. Первым опытом такого рода можно считать Бесплатную музыкальную школу в С.-Петербурге (БМШ), учрежденную по инициативе М. А. Балакирева (это было лишь частью его невоплощённого замысла о всеобщем музыкальном образовании). Принципиальное отличие БМШ от Консерватории, основанной в том же С.-Петербурге А.Г. Рубинштейном, состояло в решении вопроса о профессионализации. Консерватории и училища, созданные под эгидой ИРМО, ставили целью музыкальное образование профессионалов, тогда как Бесплатная музыкальная школа и последующие народные консерватории – это система музыкального образования для непрофессионалов (в идеале – для всего населения). В первые годы после революции народные консерватории создавались и в тех местах, где не было учебных заведений ИРМО, в этих случаях они брали на себя обе функции и стали прообразом советской системы ДМШ.

Усилия энтузиастов музыкального просветительства и те обстоятельства, в которых протекала их деятельность – нуждаются в детальном изучении. Каждый исторический эпизод в деле организации музыкального образования для нас ценен и поучителен. Одним из таких эпизодов были попытки создания общедоступных музыкальных учебных заведений в первые послереволюционные годы. Изучать этот период довольно трудно: мало сохранилось документальных материалов (их особо не хранили), еще меньше – опубликовано.

Среди сохранившихся материалов такого рода представляет интерес чудом уцелевшая и дошедшая до нашего времени часть архива так называемой Народной консерватории, действовавшей в 1920-1921 годах в уездном городе Изюме Харьковской губернии. Эти бумаги отложились в личном архиве С. А. Нания в Полтаве. Оттуда они поступили на хранение в Государственный архив Харьковской области и долгое время оставались неизвестными, поскольку Изюмские краеведы не знали об этих документах и не имели к ним доступа из-за территориальной отдалённости, а харьковские краеведы не интересовались деталями культурной жизни Изюма.

Данный комплекс документов был впервые изучен мною в начале 1990-х годов с целью составления биографии композитора С.А. Нания. Позднее в публикациях о Нании, вышедших в Харькове и Москве, была упомянута Изюмская народная консерватория, но подробности ее истории не излагались. В удостоверении, выданном уездными властями в сентябре 1922 года сказано, что Наний «был учредителем Народной Консерватории в г. Изюме и состоял членом Президиума и преподавателем ея непрерывно с 1 февраля 1920 г. и до преобразования ея в Изюмскую Народную музыкальную школу, а также был преподавателем музыки на Изюмских 82-х командных пехотных курсах»[1].

Среди сохранившихся документов – протоколы Совета и общих собраний Изюмской народной консерватории с февраля 1920 по апрель 1921 гг., бухгалтерские ведомости с фамилиями педагогов, биография Нания, составленная его сестрой С.П. Нани, биографическая справка, составленная полтавским архивистом В. Самуйло. Не сохранились следующие документы, которые были бы важны для изучения деятельности Народной консерватории: списки учащихся, учебные программы и расписание занятий.

 

 

С. Наний – учредитель Изюмской народной консерватории

 

Интерес представляют в первую очередь сведения об учредителе Народной консерватории, поскольку общекультурная и профессиональная подготовка людей, стоящих у истоков, всегда определяют направленность и задают интеллектуальный уровень создаваемых ими институций.

Сергей Петрович Наний (1858-1935) – автор вокальных, хоровых и инструментальных произведений. Он не стал широко известным, однако, интересен тем, что одним из первых положил на музыку стихи П. Тычины, А. Олеся, С. Черкасенко, В. Эллана‑Блакитного. Материалы о его деятельности сохранились фрагментарно и хранятся в четырех государственных архивах С.-Петербурга, Харькова и Киева.

С.П. Наний – потомок итальянца по фамилии Нани (Nany) – происхождением из дворян Изюмского уезда Харьковской губернии. Его биография складывается из трех основных периодов.

Петербургский период: по окончании в 1862 году Училища правоведения Наний сделал блестящую (до определенного момента) карьеру на государственной службе. (чиновник Министерства юстиции, позднее – Государственной канцелярии, с 1905 г. – Помощник Статс-секретаря Государственного Совета, в 1917 г. при Временном правительстве – сенатор), дослужился до генеральского чина ( с 1907 г. – действительный статский советник, был награжден орденами Св. Станислава II степени (1901), Св. Анны II степени (1904), Св. Владимира II степени (1910), Св. Станислава I степени (1913). Сведения о петербургском периоде содержатся в материалах Центрального государственного исторического архива в С.-Петербурге[2].

Сохранившиеся архивные дела позволяют документально проследить деловую сторону жизни Нания, сроки его заграничных путешествий и поездок на Харьковщину. Однако материалы о его творчестве того периода отсутствуют. Открытым остается, в частности, вопрос о принадлежности С. П. Нанию русского перевода трудов Ф. Ницше, изданных в С.-Петербурге в 1899 году.

После Октябрьской революции 1917 г. Наний покинул столицу и поехал в родные места, где был весьма известной и уважаемой фигурой (еще в 1914 году он был утвержден Почетным мировым судьёй по Изюмскому уезду).

Второй (Изюмский, 1918-1926) период жизни Нания документирован материалами Государственного архива Харьковской области[3]. Документы свидетельствуют: в 1920-21 годах действовала так называемая Изюмская народная консерватория. Инициатором ее создания и одним из руководителей был Наний. Это его Нания перестало существовать по причинам, не связанным с искусством и музыкальной педагогикой: здание, занимаемое Консерваторией, понадобилось для одного из многочисленных военных учреждений.

После ликвидации Изюмской народной консерватории местными властями, Наний в 1926 году переселился в Полтаву, давал там уроки музыки и занимался композицией. Третий (полтавский) период так же отражен в материалах ГАХО (имеется биография, перечень музыкальных произведений, фотографии Нания в пожилом возрасте). По воспоминаниям бывшего директора Полтавского музыкального училища М.А. Фисуна, Наний сочинял преимущественно фортепианную и хоровую музыку (его пьесы имел в репертуаре Полтавский хор под управлением Ф.И. Попадича). По сведениям полтавских краеведов А. и П. Ротач, Наний был репрессирован, после чего сестра композитора передала часть семейной библиотеки (книги на иностранных языках) в музей И. П. Котляревского.

Часть композиторского наследия С.П. Нания сохранилась благодаря тому, что он отсылал ноты для ознакомления и отзыва харьковским специалистам (по существу, это был один из видов цензуры). Те ноты (копии рукой переписчика) попали в Харьковскую научную библиотеку им. В.Г. Короленко, где и находятся ныне. Они хранятся не в отделе рукописей (что было бы логичным), а в общем фонде, среди печатных нотных изданий, и некоторые уже утрачены. В начале 1990-х годов мною была выявлена 31 единица хранения (инвентарные номера в интервале 542761-542797)[4]. Среди сохранившихся произведений романсы на стихи А. Мицкевича, А. Толстого, В. Жуковского, И. Морозова, Ю. Жадовской, Т. Шиловской, А. Фета, С. Хомякова, С. Надсона, С. Черкасенко, В. Эллана, В. Сосюры, А. Олеся, П. Тычины, Леси Украинки, С. Руданского, фортепианные Вариации, Мазурка для скрипки и фортепиано. Однако отсутствуют 5 прелюдий для фортепиано, 20 песен из «Кобзаря» Т. Шевченко, скрипичная Соната, Серенада, 3 песни на стихи В. Сосюры и песня на стихи П. Дзбанивского. По устному свидетельству Н. Смоляги, музыка Нания к «Кобзарю» находится в личном архиве С. П. Дремцова, который перевезен из Харькова в Киев и передан в Архив-музей литературы и искусства (фонд Дремцова там пока не обработан и его материалы недоступны для исследователей).

 

Воспоминания сестры, Софии Петровной Нании:

 

«Сергей Петрович Наний родился в 1858 году, умер в 1935. Родился в бедной дворянской семье; отец был армейский офицер. Образование получил юридическое в училище Правоведения, куда, за неимением средств, был помещен интерном (с приготовительного класса). С раннего возраста он выказывал хорошие музыкальные способности – 7 лет уже определенно хорошо играл классиков на фортепиано. Учился музыке у Вильгельма Генца и Франца Дея, учеников Гензельта. Часто выступал на школьных вечерах и постоянно получал на школьных экзаменах награды сочинениями классиков (Бетховен, Мендельсон и др.) В юношеском возрасте собирал и записывал народные песни на Украине в Харьковской губернии, в России в Новгородской губернии. Теорию музыки и гармонию проходил у Римского-Корсакова. Вместе с Дютшем и Глазуновым записывал песни хора Владимирских рожечников. Переданный Глазунову, этот материал был основательно использован последним в его симфонических произведениях.

Служба в министерстве юстиции была не по душе Сергею Петровичу; но не имея других средств к существованию, пришлось тянуть лямку. Служа в Государственном Совете, упорно отстаивал свою самостоятельность, он не отличался благонамеренностью и, не считаясь с мнением начальства, предоставил свою квартиру [для] жительства членам Государственной Думы партий крестьян трудовиков и левых эсеров. В 1906 году в городе Изюме, будучи Земским гласным, он отклонил на пленуме Земского собрания посылку благодарственной телеграммы Столыпину за усмирение Украины. С этого времени его служебная карьера совершенно остановилась. Т.к. у него был чин действ[ительного] статского советника, то ему предложили добровольно выйти в отставку, на что он не согласился, а потребовал отставки мотивированной или по суду. Пришлось его оставить на службе, но зато 12 лет он не двинулся с места и лишь в 1917 году, при Временном Правительстве, был избран сенатором.

В 1918 году, покинув юстицию, он предался всецело музыке: в начале 1919 года организовал в Изюме, совместно с местными музыкальными силами, Народную Консерваторию, состоял в ней преподавателем, аккомпаниатором и секретарем училищного Совета; также был преподавателем музыки на красноармейских командных курсах. Затем, после перевода Комкурсов из Изюма в Сумы, заведовал музсекцией Клуба Профсоюзов. Состоя в этой должности, он устроил 28 бесплатных народных концертов, привлекая местные музыкальные силы для исполнения, и принимал обязательное участие в них, аккомпанируя солистам (из которых многие были его учениками по классу пения) и выполнял симфонические пьесы в 4 руки на фортепиано. Тогда же, с 1918 года он стал посвящать все свои досуги музыкальной композиции. Однако болезнь – грудная жаба, обнаружившаяся в 1923 году, – не давала ему возможности сноситься лично с музыкальными центрами. Вот таким образом почти все его произведения остались неизвестными. А музыкальные картины “Сотник”, “Над Днепром”, “Жених”, “Спящая царевна остались или не оркестрованными им или недоработанными. Проживая в Полтаве с 1926 года, он в 1928 году представил в Харьковск[ий] Музкомитет часть своих произведений; но с 1930 года болезнь настолько обострилась, что он никуда не мог выезжать из Полтавы. Композиции, разрешенные Муз. комитетом к исполнению, были в 1933 году препровождены в Харьков[скую] Нарбиблиотеку им. В. Г. Короленко (муз. секция). Как мне пришлось узнать, в 1936 году все эти ноты были даже не распакованы.. Некоторые романсы и песни, например, “Комсомолец” Сосюры, “У шахті” Черкасенко, «Коваль» Петрушенко и многие романсы на тексты Надсона и Шевченко, часто исполнялись в Полтаве и Донбассе молодыми певцами, приходившими к С. П. за разрешением «переписать» такой-то и такой-то романс или песню»[5].

 

 

 

 

Структура и контингент Народной консерватории

 

Учебное заведение, названное первоначально консерваторией (1920), приблизительно соответствует нынешнему понятию о музыкальной школе. В ряде документов 1921 года применялось уже название «Народная музыкальная школа».

Обучение проводилось в классах фортепиано, скрипки, струнного оркестра, сольного пения, хорового пения, теории и сольфеджио, балетном классе.

В правилах приёма (июнь 1920) было сказано, что «принимаются лица обоего пола при наличности музыкального слуха. Пианисты, скрипачи и прочие инструменталисты от 8 до 25 лет, певцы: женские голоса – от 16 до 30 лет, мужские голоса от 18 до 30 лет. В хоровой класс без ограничения в возрасте»[6].

В 1921 году правила приема были несколько изменены: «общее собрание постановило принимать впредь лишь лиц, обладающих хорошим слухом и в возрасте для начинающих: по классу фортепиано не старше 15 лет, по классу скрипки – не старше 12 лет, по классу пения – не моложе 18 лет, по классу балета – не старше 18 лет».

 

Из Устава Народной консерватории

 

Права учеников:

1)       Каждый учащийся при вступлении имеет право выбрать себе преподавателя, а также в течение первого учебного года переменить такового.

2)       Каждый учащийся в случае недобросовестности занятий, неаккуратности посещений класса преподавателем или каких-либо с ним недоразумений, может о том известить председателя Совета, который на ближайшем заседании заявит об этом Совету.

3)       Ученикам, не имеющим инструментов, должно быть предоставлено право упражняться в помещении Консерватории в установленные часы.

4)       Учащиеся выбирают в Совет Консерватории от каждой специальности своих представителей в числе одной трети, но не менее, от каждой специальности преподавательского и служебного состава вместе взятого.

 

Обязанности учеников:

 

1)  Учащиеся обязаны аккуратно посещать классы. В случае однонедельного пропуска без уважительных причин, учащиеся считаются выбывшими.

2)  Каждый учащийся обязан выступать на закрытых ученических вечерах не меньше одного раза в полугодие.

3)  В виду бесплатного обучения учащиеся обязаны выступать на открытых концертах по требованию Отдела Образования безвозмездно, но по педагогическим соображениям, не более двух раз в месяц.

4)  В виду того, что находящиеся в Консерватории рояли, скрипки и проч. инвентарь есть народное достояние, то ученикам вменяется в обязанность охранять таковые от всякой порчи и тем более пропажи. Всякий виновный, кроме законной ответственности, немедленно исключается из числа учеников.

5)  Ученики, взявши урок и расписавшись в получении такового в особом журнале преподавателя, должны немедленно уходить домой, чтобы не мешать нормальному течению занятий, а также не приводить с собой своих товарищей или знакомых в помещение консерватории.

 

Права преподавателей:

 

1)  Преподавателям предоставляется право свободного применения своего метода преподавания, придерживаясь, однако, выработанной программы.

 

Обязанности преподавателей:

 

1)  Преподаватель обязан добросовестно относиться к занятиям, памятуя о том, что небрежное отношение убивает желание учащегося, весьма к тому чуткого.

2)  Так как дети рабочих и крестьян менее культурны в искусстве и, в частности, в музыке, то преподавателям следует обращать особое внимание на развитие их способностей.

3)  Каждый преподаватель обязан в порядке вести журнал, напоминая ученикам о расписке в получении урока, и своевременно заявлять в канцелярию консерватории об учениках, исключенных за пропуски. О неуспешности учеников, их неспособности должно заявлять в Совет.

10) Всякий преподаватель за небрежное, халатное и несвоевременное посещение занятий, а также нарушение вышеупомянутых правил подлежит передаче товарищескому дисциплинарному суду[7].

О составе преподавателей сведения отрывочные. В частности, в протоколах упоминаются: Николай Николаевич Ушаков (председатель Совета Консерватории в 1920 г.), Л.П. Пономаренко (заместитель председателя Совета), К. Свитич (директор школы в 1921 г.), П.С. Вербицкий (преподаватель класса скрипки и капельмейстер оркестра), М.Д. Васильев (класс хорового пения), И.И. Тиме, А.В. Левицкая (класс сольного пения), Юрий Петренко (класс балета, ранее состоял солистом балета московского Большого театра), С.Г. Брезицкий (класс теории музыки и сольфеджио, ранее окончил Харьковскую консерваторию по классу композиции и имеет квалификацию дирижера).

Наконец, одна из последних записей (из протокола 6 февраля 1921 г.): «О захвате помещения музыкальной школы»:

«Довести до сведения Заведующего Отделом народного образования о том, что помещение Изюмской рабоче-крестьянской музыкальной школы без всякого официального уведомления занято клубом пехотных командных курсов, что часть школьного имущества отобрана администрацией клуба, а часть, как то музыкальные инструменты [рояли] небрежно удалены из помещения школы с порчей их, и что в связи с ремонтом и перестановкой, производимой клубной администрацией, вести нормальные занятия в школе не представляется никакой возможности»[8]. (Принято Советом в составе 10 преподавателей, 2-х служащих и 5 представителей от учеников).

 

ОПУБЛИКОВАНО:

Ганзбург Г. История Изюмской народной консерватории // Музыкально-просветительская работа в прошлом и современности (к 90-летию учреждения Г. Л. Булычевцевым «Народной консерватории» в Курском крае): Материалы международной научно-практической конференции / Гл. ред. М. Л. Космовская. Отв. ред. С. Е. Горлинская, Л. А. Ходыревская. – Курск: Изд. Курск. гос. ун-та, 2010. – С. 196-207.

 

Главная страница /Home| Гостевая книга /Guestbook | Библиотека /Library |

 

 



[1] ГАХО. Ф. Р-5817,. оп. 1, д. 2.

[2] ЦГИА. – Ф. 1162. – Оп.7. – Д.758.

[3] ГАХО. – Ф.-Р–5817. – Оп. 1. – Д. 6, 7.

[4] Ганзбург Г. Композитор Сергій Наній // Всеукраїнська науково-методична конференція «Шляхи розвитку мистецтва та культури Слобожанщини: проблеми історіі, теорії і практики». – Харків, 1993.C. 103–104.

[5] ГАХО. – Ф.-Р-5817. – Оп.1. – Д. 1. – Л.1-2.

[6] Там же. – Л. 9 об.

[7] Там же. – Л. 9 об. – 13.

[8] Там же. – Л. 26 об. – 27.



Хостинг от uCoz
HitMeter - счетчик посетителей сайта, бесплатная статистика