Г. И. Ганзбург

 

Образ композитора как педагогическая проблема (на примере И. С. Баха)

 

Обучая студентов умению интерпретировать произведения искусства, педагоги постоянно упоминают об авторе. В классах по всем музыкальным дисциплинам мы в разных аспектах рассуждаем об авторах музыки, используя такие понятия как «авторский замысел», «авторская воля», «авторский стиль», «авторская редакция» и т. д. вплоть до «авторской аппликатуры» и «авторского исполнения».  Это означает, что, изучая произведение, мы всегда вынуждены держать композитора (автора) в поле зрения. Имеется в виду, конечно, не сам автор, а образ автора. Как он создается, откуда мы его берем? Педагогическая проблема состоит в том, что образ автора (без которого невозможна адекватная интерпретация произведений) – ни у кого не бывает врожденным или интуитивно данным: образ каждого композитора приходится целенаправленно формировать в ходе учебных занятий по всем музыкальным дисциплинам. Характерный для музыкальной педагогики «культ личности» композитора – явление позитивное. Из чего же формируется образ автора, необходимый и музыкантам-исполнителям, и критикам-аналитикам, и слушателям?

Есть два типа композиторов и, соответственно, два пути формирования образа автора:

1. Композиторы, обстоятельства частной жизни которых отражаются в содержании их произведений. Таков, например, Ф. Шопен. Эмоциональный строй его музыки обнажает душевный мир автора, в том числе переживания ностальгического характера, элегические и иные настроения, вызванные конкретными биографическими ситуациями, событиями личной жизни.

2. Композиторы, содержание произведений которых не связано с обстоятельствами их частной жизни. Таков, например, Дж. Верди. Тематика его произведений не зависит от житейских ситуаций автора и должна рассматриваться отдельно от биографических событий. Эмоциональный строй его музыки связан с переживаниями вымышленных персонажей, с их реакциями на повороты сюжета и не зависит от реальных перипетий судьбы автора.

В зависимости от принадлежности композитора к тому или иному типу, формирование образа автора должно опираться на разные источники. Образ композитора первого типа в значительной мере «вычитывается» из его произведений, при этом эпистолярная, мемуарная, биографическая и научная литература служит вспомогательным материалом. Наоборот, образ композитора второго типа складывается на основе биографической литературы, переписки, воспоминаний современников, но не на основе тех сюжетов и эмоциональных состояний, которые данный композитор воплотил в творчестве. В этом случае при формировании образа автора анализ содержания музыкальных произведений играет вспомогательную роль.

Есть, однако, особые, весьма редкие случаи, когда композитор сознательно помещает самого себя в структуру содержания произведения. Разумеется, – становясь персонажем произведения, – в структуру содержания музыки входит не сам композитор, а его образ. Для этого требуется некий звуковой носитель образа, каковым может выступать мелодия, аккорд, тембр, ритмическая фигура (или их сочетание). Такие носители – звуковые символы личности композитора – мы условно называем лейтмотивами «Я» [1] или «Я‑мотивами». Они могут служить дополнительным важным  источником для формирования образа автора в сознании музыкантов, музыковедов и публики.

При включении образа автора в структуру произведения происходит сложная игра смыслов одновременно в двух планах: содержания и формы, что требует специального аналитического выявления. Для музыковедов такие случаи настолько же важны и интересны, насколько для теоретиков живописи важны случаи обнаружения автопортрета художника среди персонажей многофигурной картины (что может кардинально изменить толкование смыслов). В настоящей статье для примера рассматривается случай применения лейтмотива «Я» в музыке И. С. Баха.

Наше наблюдение связано с темой BACH – общепризнанным звуковым символом И. С. Баха. Профессор Казанской консерватории Яков Гиршман написал специальную книгу об истории этого символа [2], где он приводит сводку всех случаев использования темы ВАСН разными композиторами (по состоянию на 1990 год). Согласно сводке Я. Гиршмана, баховедение зафиксировало лишь один достоверный случай использования темы BACH в музыке самого Баха – в неоконченной тройной фуге (Контрапункт XVIII) из цикла «Искусство фуги» и еще четыре сомнительных случая – в клавирных фугах, принадлежность которых Баху оспаривается. А. Майкапар в статье 2007 года [7] дополнительно указал на применение этой темы также в кульминации Жиги из Английской сюиты №6.

Однако наиболее важный случай, где, по нашему мнению, Бах применил свою фамильную анаграмму и тем включил себя в структуру произведения, – остался без должного внимания (и понимания) исследователей. Речь идет о теме фуги «Kyrie eleison» (№3) из Мессы hmoll. Я. Гиршман упоминает это место [2, 17.] в числе мотивов, ассоциирующихся с темой BACH и «имеющих с ней глубокое внутреннее родство» [2, 15.]. По нашему мнению, мотив, использованный в начале этой фуги, является «Я-мотивом» Баха, несмотря на то, что не содержит ни одной из букв его «четырехбуквенного имени» (и не мог бы содержать хотя бы потому, что в тональности си минор нет си-бемоля).

При анализе мы исходим из следующего: 1) BACH – не монограмма, но анаграмма, то есть такое слово, в котором буквы могут перекомбинироваться, их последовательность может меняться; 2) BACH – не только четыре буквы (ноты), но и мелодическая линия, ими образуемая, буквы (ноты) при транспозиции в любую тональность меняются, а мелодия остается неизменной; 3) интервалы между звуками темы могут меняться путем замены на энгармонически равные (в этом сказался приобретенный Бахом навык мышления в условиях темперированного строя, где от энгармонической замены интервалов мелодия не меняется).

В соответствии с этими условиями можем утверждать, что начальные звуки темы «Kyrie eleison» (fis-g-eis-fis-gis) образуют ту же самую мелодию, что и анаграмма bach в комбинации bhabc. При этом интервал большой секунды (h-a) заменен на уменьшенную терцию (g-eis), а хроматический полутон (b-h) заменен на диатонический (fis-g).

 

Что может означать в драматургическом плане появление авторского лейтмотива «Я» синхронно словесному тексту молитвы «Господи, помилуй»? Существует известный кинематографический прием «наплыва камеры» (или «наезда камеры»), когда вначале берется общий план (толпа людей), потом средний план (группа людей) и, наконец, крупным планом – одно лицо из толпы. Предвосхищение такого приема находим у Шекспира, где «история сужается в количестве лиц – она доходит до одного человека и вдруг расширяется за все пределы» (формулировка Ю. Тынянова, цит. по: [5, 30]).

Драматургическая логика первого песнопения мессы («Kyrie eleison»), занимающего в Мессе h-moll Баха три начальных номера, видится такой: первая фуга «Kyrie eleison» – коллективное моление (общий план), второй дуэт «Christe eleison» – голоса группы людей (средний план), третья фуга «Kyrie eleison» – молящийся один человек (крупным планом), где текст говорит: «Господи, помилуй», а мелодия говорит: «Это я, Бах». Смысл такого сочетания: «Это я, Бах, обращаюсь к Тебе, Господи».

Автор при помощи лейтмотива «Я» включает самого себя в ткань произведения. В этом – момент скрытой или явной рефлексии. Если опираться на классическое определение, данное рефлексии Вильгельмом фон Гумбольдтом, мы увидим, что сознательное использование при сочинении музыки тем-символов самоидентификации автора – важный композиционный прием, который позволяет создавать, культивировать и опознавать в музыке рефлексию. По Гумбольдту, рефлексия состоит «в различении мыслящего и предмета мысли».  «Чтобы рефлектировать, дух должен  <…> подобно предмету противопоставиться самому себе» [3, 301]. Исходя из этого, можем утверждать, что лейтмотив «Я» в Мессе h‑moll И. С. Баха служит инструментом авторской рефлексии. Парадокс в том, что рефлексию мы меньше всего ожидаем встретить в жанре мессы, для которого не характерна индивидуализация и субъективность.

«Автопортрет» Баха, вычитываемый в суровой аскетичной теме третьей фуги, его индивидуальный голос, звучащий в этом разделе мессы – уникальный случай создания образа автора в произведении данного жанра.

 

Литература:

 

1.    Ганзбург Г. И. Лейтмотив «Я» в музыке Рахманинова // С. Рахманінов: на зламі століть. Вип. 3. / Під ред. Л. А. Трубнікової. – Харків, 2006. – С. 101-105.

2.    Гиршман Я. М. B-A-C-H. Очерк музыкальных посвящений И. С. Баху с его символической звуковой монограммой. – Казань: Казанская государственная консерватория, 1993. – 108 с.

3.    Гумбольдт В. О мышлении и речи // Гумбольдт В. Избранные труды по языкознанию. М., 1984. С. 301-302.

4.    Документы жизни и деятельности Иоганна Себастьяна Баха / Сост. Х. Й. Шульце; Пер. с нем. – М.: Музыка, 1980. – 271 с.

5.    Козинцев Г. Пространство трагедии. – Л.: Искусство, 1973. – 232 с.

6.    Кудряшов А. Теория музыкального содержания: художественные идеи европейской музыки XVII–XX веков: Учебное пособие для музыкальных вузов и вузов искусств. – СПб., М., Краснодар: Лань: Планета музыки, 2006. – 490 с.

7.    Майкапар А. С. Мотив B-A-C-H // Искусство (Приложение к газете «Первое сентября»). — 1997. — №16.

8.    Сапонов М. А. Шедевры Баха по-русски. Страсти, оратории, мессы, мотеты, кантаты, музыкальные драмы. – М.: Классика-XXI, 2005. – 284 с.

9.    Швейцер А. Иоганн Себастьян Бах. – М.: Классика-XXI, 2002. – 816 с.

 

Опубликлвано:

Ганзбург Г. И. Образ композитора как педагогическая проблема (на примере И. С. Баха) // «Струны общности» в современном художественно-образовательном пространстве / Отв. ред. С. И. Дорошенко.  Владимир: Изд-во Владимирского гос. университета им. А. Г. и Н. Г. Столетовых, 2013. – С. 58-62. ISBN 978-5-9984-0416-0

 

Главная страница /Home| Гостевая книга /Guestbook | Библиотека / Library |